Режим дня младшего школьника
Санитарно-гигиенические требования к организации режима младшего школьника (Памятка для родителей первоклассника)
Режим дня – это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни ребенка положительно влияют на его самочувствие, настроение.
Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Постоянно повторяясь, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение различных дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с выполнением заданий, его работоспособность выше.
Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы неспеша собраться в школу. Встать с постели нужно за 1–1,5 ч до начала занятий, т. е. в 7.00–7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Настроить ребенка на рабочий лад поможет утренняя гимнастика в течение не менее 10 мин. Дорога в школу может стать прекрасной прогулкой, если вы имеете достаточный запас времени (15–20 мин) и можете идти не торопясь.
Отдых ребенка дома должен быть правильно организован. Длительность просмотра детских телепередач должны регулировать взрослые. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи два-три раза в неделю не более 30 мин. Для домашней видеотеки необходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить длительность их однократного просмотра. Чтобы продолжительность ночного сна соответствовала возрастной норме, первоклассник должен ложиться спать не позднее 21.00.
(см.: Управление начальной школой. № 0. 2008)