Трудности школьной адаптации –нейропсихологический подход
Серьёзной работой психолога на первых порах ребёнка в школе является наблюдение за процессом приспособления вчерашнего малыша к новым условиям жизнедеятельности. Процесс обучения предъявляет определённые требования к уровню умений и навыков нового ученика и требует определённых усилий с его стороны в случае, если эти навыки недостаточны. Психолог может вовремя заметить трудности и помочь учителю найти верный подход к ребёнку . Но бывает, что этого мало. Несмотря на помощь родителей , внимательное отношение педагога успехи даются значительным перенапряжением, дети начинают болеть, наблюдаются выраженные трудности адаптации, например, такие:
- у ребенка сменился эмоциональный фон: появилась излишняя агрессивность или пассивность;
- он часто болеет;
- появилась неуверенность в себе;
- быстрая утомляемость проявляется либо в слезливости, либо в неусидчивости, расторможенности;
- несобранность, не может себя заставить сесть за уроки;
- зная правила, не может их применять, делает "глупые" ошибки;
- появилось нежелание идти в школу;
- избегает дружить со сверстниками.
Дело в том, что за любыми проявлениями нашего поведения стоит вполне определённая материальная субстанция - мозг , и проблемы с обучением не являются исключением.
Наш мозг можно условно разделить на три блока. Первый (нижний) блок отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня. Располагается он в стволе и подкорковых структурах. На втором уровне, находящемся в средних отделах мозга (темя, виски, затылок) осуществляется переработка и хранение информации (это блок памяти, восприятия предметов и пространства, речи). Третий уровень - уровень программирования и контроля деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующие функции, занимает передние (лобные) отделы мозга.
Мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Индивидуальность каждого проявляется в том числе в несовпадении уровня зрелости разных отделов мозга в одном и том же возрасте. Кроме того, могут иметь место те или иные органические или функциональные изменения и нарушения, причины которых очень многообразны: наследственность, особенности протекания беременности и родов, развития малыша на первом году жизни (например, неправильное прохождение ребенком фаз индивидуального развития - подъем головы, сидение, ползание и т.п.) и другое.
Ученым-нейропсихологам удалось охарактеризовать общие тенденции незрелости мозговых структур детей. На первый план выступает недостаточная сформированность энергетического (первого) блока. Ребенок с подобным дефектом не способен долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости, что часто расценивается учителями как интеллектуальная несостоятельность и ведет к снижению самооценки у ребенка. При этом он может быть очень сообразительным, с высоким интеллектом. Просто "энергетических ресурсов" его мозга хватает ненадолго, и, начав с хорошей успеваемости, такой ребенок может быстро "скатиться" в троечники. «Выкладываясь» в школе , он может беспричинно плакать дома после уроков, часто болеть, становиться раздражительным, очень ранимым эмоционально. Из-за этого могут не складываться и отношения с одноклассниками.
Дети, у которых страдает третий блок - блок программирования и контроля, - это те ученики, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил. Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, заниматься на уроке собственной игрой и мешать соседу, забывают, что нужно поднять руку перед тем, как что-то сказать на уроке... Словом, они не учитывают правил поведения. На уроке такие дети могут внимательно работать лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинают зевать, перестают воспринимать информацию, начинают скучать и вертеться. Приспособиться к требованиям и нормам школьной жизни им еще труднее.
Следующей в рейтинге незрелости мозговых структур выступает недостаточность второго блока, из-за которой у школьников страдает память, наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради, многочисленные трудности с математикой). Сюда же относятся трудности с формированием фонематического слуха, речевые/ логопедические проблемы. Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные два. Особенно заметными они становятся чуть позже , на 2м - 3м году обучения.
Если вы хотите определить причину, из-за которой ваш ребенок плохо адаптируется к школе, стоит обратиться к детскому психологу. В процессе нейропсихологического обследования можно точно определить, какой участок головного мозга у вашего ребенка недостаточно сформирован. В зависимости от этого подбирается индивидуальная программа нейрогимнастики (чтобы развить те участки головного мозга, которые не работают в полную силу), когнитивные упражнения (на тренировку восприятия, памяти, мышления), а также определяется, за счет каких сильных звеньев головного мозга можно скомпенсировать недостаточность других.
Уважаемые родители! Мы готовы помочь в описанных выше случаях не только первоклассникам. Специальный комплекс двигательной коррекции и других упражнений можно эффективно применять школьникам младшего и среднего возраста, а также (и предпочтительнее!) дошкольникам . Приглашаем на консультацию !