Программа занятий для 4 класса «Скоро – скоро пятый класс
Уважаемые родители!
В последней четверти 4го класса я предлагаю детям занятия, обобщающие и развивающие навыки и умения, полученные учениками на занятиях профилактического курса «Солнышко» в начальной школе . Цикл «Скоро 5й класс…» - это дополнительное развитие рефлексивной позиции выпускника начальной школы, стимулирование перехода к более зрелым - личностным отношениям как со взрослыми , так и со сверстниками. На этапе окончания начальной школы у многих детей просыпается интерес к своему внутреннему миру, кроме того, дети ещё удивительно открыты к общению со взрослыми, слышат их и готовы к сотрудничеству – и поэтому предлагаемая тематика находит искреннюю их заинтересованность. Этот небольшой цикл занятий является, кроме всего прочего, пропедевтикой возможных коммуникативных трудностей в среднем звене.
Цель: профилактика дезадаптаций и снятие тревожных ожиданий у младших подростков на этапе подготовки к переходу в среднее звено школы.
Задачи:
1. Дать представление об уровне требований к поведению и обучению – «Правила в 5 классе» (самостоятельность, организованность, владение собой).
2. Развивать рефлексию, представления о себе – своих способностях, наклонностях, качествах. Помочь найти свои сильные стороны.
3. Напомнить навыки простейшей саморегуляции – позитивное переформулирование, «светлые мысли»; обучить некоторым телесным техникам .
4. Закрепить формулу успеха: Успех = способности + труд + «светлые мысли» (вера в себя).
5. Формировать установку на доброжелательность и взаимопомощь: мой успех = один мой успех, успех моей команды = много успеха + поддержка друзей.
6. Развивать навык поддержки друг друга.
7. Формировать навыки уверенного (неагрессивного) поведения: обращение с просьбой – как попросить, чтобы быть услышанным, как сказать «нет» и не обидеть собеседника.
Предполагаемая продолжительность курса – 8 занятий по часу.
Целевая аудитория: школьники 9-10 лет.
Методы работы: коммуникативные и ролевые игры, упражнения, беседа, дискуссия, сочинение, работа со сказочной метафорой.
№ темы Краткое содержание занятия Количество часов
1 Вводное: наши правила в начальной школе и в 5 классе. Мои чувства в школе. Сочинение «Если бы я был учителем.» 1ч
2 Развитие навыков группового взаимодействия. Навыки поддержки –присоединение и указание на сильные стороны другого. 1ч
3 Развитие самосознания, рефлексии: работа со сказочной метафорой. Упр. «Кто Я?» - драматизация. 1ч
4 Мои способности. Формула успеха. Навыки саморегуляции – «светлые мысли»; позитивное переформулирование. 1ч
5 Развитие коммуникативной компетентности: обращение с просьбой – уверенное, неуверенное, агрессивное поведение и ответные чувства. Работа с навыком уверенной просьбы . Ролевое проигрывание ситуаций. 2ч
6 Работа с навыком уверенного отказа. Получение обратной связи о занятиях. 2ч
Предполагаемый результат:
- Развитый интерес к своему внутреннему миру, самоисследованию и самопознанию. Выражается через желание получить обратную связь в коммуникативных упр. и играх.
- Развитый интерес к сотрудничеству со сверстниками. Выражается в предпочтении групповых видов работы.
- Овладение более эффективными техниками межличностных коммуникаций. Выражается через расширение поведенческого репертуара школьников, снижение конфликтности в группе.
- Снижение уровня тревожности. Выражается в т.ч. через изменение психологического климата в группе.- Готовность к эффективному взаимодействию со взрослым. Выражается в уважительном и доброжелательном общении с педагогом, готовности выполнять его требования.
Литература:
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4 частях.
Пилипко Н. Обращение с просьбой. Занятия для младших подростков.
Хухлаева О. Тропинка к своему Я.
Хухлаева О. и др. Счастливый подросток.
Крюкова С., Слободяник Н. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Зинкевич – Евстигнеева Т. Практикум по сказкотерапии.