Человек, не читающий хорошие книги, не имеет преимуществ перед тем, кто не умеет читать.

Марк Твен

Раздражённый учитель = тревожные ученики

Бывает так, что несколько учеников в классе не могут сразу включиться в выполнение задания, помногу раз уточняют инструкцию, хотя слушали её,  переспрашивают, часто стирают сделанное, у них масса исправлений… Возможно, Вы имеете дело с высокотревожными детьми. Диагностика, проводимая в  школе, выявляет двух-трех  таких детей в каждом классе (без учета первых классов, где есть естественные проблемы адаптации). Конечно, такой уровень негативных эмоций, связанных с учебной деятельностью, не лучшим образом влияет на отношение к учению, на поведение, общение и здоровье детей.

Не касаясь здесь причин возникновения тревожности (как правило, они лежат вне школы),  отметим факторы, подпитывающие это состояние у детей. Как показывают многочисленные литературные источники, это общение с раздражённым взрослым. При этом дети испытывают острый дискомфорт, в основе которого – чувство вины. Причину этой вины ребёнок чаще всего понять не может. Подобное состояние ведёт к возникновению и закреплению глубинной, «безобъектной» тревожности.

Известно, что устойчивая тревожность ведёт к успешности в относительно простой для человека деятельности  и препятствует – в сложной. Получается, что тревожным школьникам объективно труднее учиться. Кроме того, они редко испытывают удовлетворение от своей успеваемости, вне зависимости от оценок. Почему? Главные причины – а) ожидаемое отношение к этой оценке родителей и б) понимание оценки как выражения учительского отношения к себе. Последнее проявляется тем сильнее, чем младше дети, однако  такая инфантильная позиция по отношению к педагогам надолго закрепляется и у тревожных школьников – подростков. Таким образом, успеваемость влияет на поддержание тревоги, но не прямо, а опосредованно. И  замыкается на взрослом! Ибо дети смотрят на себя его глазами, оценивают себя с позиции чужих критериев.

Ощущение успешности  тесно связано с тем, как складываются отношения школьника с педагогом. Неблагоприятные, конфликтные отношения могут рассматриваться как одна из основных причин тревожности (ведущей зачастую к дидактогении, дидактогенному неврозу). Но и это ещё не всё. Наличие связи между эмоциональной устойчивостью педагога и детей показано в ряде специальных исследований. Недостаточно профессиональное поведение педагога влияет на общий уровень тревожности и негативных переживаний всего класса, существенно повышая его. Наиболее ярко это выявляется в 1-2 и 5 классах. Анализ клинических случаев с мл. школьниками и подростками показывает, что резкость педагога, больно ранящая всех детей, является губительной для тех, кто уже имеет тревожность или находится в состоянии «тревожной готовности», т.е. чувствует себя беспомощным, не имеющим защиты, возможностей сопротивления. При этом неважно, касается гнев педагога  самого ребёнка или  кого-либо из одноклассников.

Как видим, негативный эмоциональный опыт  в прошлом ребёнка (глубинная причина возникновения тревожности) накладываясь на отрицательный эмоциональный опыт сегодняшнего дня и ряд особенностей таких детей (высокая зависимость от мнения  окружающих и др.) закрепляется по схеме «замкнутого круга». В любом возрасте к возникновению тревожности ведёт неудовлетворение ведущих потребностей данного возраста. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста – это потребность в надёжности, защищённости со стороны ближайшего окружения.  Для младших подростков - это стремление к  успеху, а также к уважительному    отношению к себе. Помогаем ли мы удовлетворению этой насущной потребности?

Какие бы неприятности не омрачали нашу жизнь за порогом школы, переступив его, мы обязаны быть профессионалами, а значит  помнить, что наше учительское настроение является  залогом  эмоционального благополучия учеников. И как профессионалы мы  обязаны поддерживать себя в «душевной форме». Как противостоять нервным перегрузкам и стрессу, преждевременному «старению в профессии»,  сохранять здоровье – своё и учеников?  Эмоциональной устойчивости нужно научиться,  об этом следующий разговор.   

Правила работы с тревожными детьми для  учителей
1.Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
2.Не сравнивайте ребёнка с окружающими, а лишь с ним самим .
3.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость (это заведомо проигрышный вариант для такого ученика).
4.Позвольте  ему отвечать с места.
5.Способствуйте повышению самооценки ученика, отмечайте вслух всякое продвижение вперёд, даже если он просто дополнял чужой ответ.
6.Не предъявляйте к ребёнку требований, превышающих его возможности.
7.Старайтесь делать  как можно меньше замечаний.
8.Используйте «наказание» лишь в крайнем случае и не унижайте ребёнка, наказывая его.
9.Демонстрируйте образцы уверенного (неагрессивного!) поведения, будьте во всём примером ребёнку.
10.Отслеживайте свои чувства к детям. В случае возникновения стойкой неприязни обратитесь к специалисту за помощью, т.к. окружающие легко читают невербальные знаки Вашего отношения .
В сложных случаях целесообразно временное снижение учебных требований, а также преимущественное использование письменных (тестовых) опросов либо устных ответов вне урока. Установив неформальные отношения с таким ребёнком один на один, Вам будет гораздо легче понять его состояние на уроке, а ему – преодолеть своё волнение у Вас в классе.

Как вести себя родителям с тревожными детьми
1.Не сравнивайте ребёнка с окружающими!
2.Предъявляйте посильные  ему требования, идите вперёд маленькими шагами.
3.Чаще используйте телесный контакт (родительские объятия, поглаживания). Разучите с ребёнком и выполняйте совместно упражнения на релаксацию.
4.Обращайтесь к ребёнку ласково, по имени.
5.Способствуйте повышению самооценки ребёнка: отмечайте вслух его успехи, даже очень небольшие.
6.Говорите ему о вашей вере в него и сами демонстрируйте образцы уверенного поведения, спокойно и настойчиво преодолевая трудности. Будьте во всём примером ребёнку.
7.Избегайте состязаний и с осторожностью включайте ребёнка в какие-либо виды работ, учитывающих скорость.
8.Будьте последовательны в воспитании. Согласуйте требования с партнёром. Объясняйте ваши требования ребёнку.
9.Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не критикуйте его в присутствии третьих  лиц.
10.Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.

(При написании статьи использованы работы А.М. Прихожан, рекомендации Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной)

 

Joomla 1.6 Template
Joomla 1.6 Template