Воспитывая других мы воспитываем прежде всего самих себя.

Алексей Острогорский

Родителям будущих первоклассников

Что такое «готовность к школе» или какое будущее мы готовим своему ребёнку.


Вопрос о готовности малыша к школьному обучению - это вопрос совсем не праздный.  Хотим мы того или не хотим, школьные нагрузки (а порою и перегрузки) требуют от организма ребёнка определённого уровня зрелости, устойчивости, адаптивных возможностей. Чем больше разрыв между  требованиями среды (школы)  и этими стартовыми возможностями, тем сложнее дети адаптируются к школе, скорее устают, больше болеют, становятся капризными или агрессивными дома;  тем более вероятными становятся и проблемы школьной успеваемости. 
Интересно, что эти проблемы не зависят  от внедрения в школьную практику инновационных технологий, многочисленных реформ в образовании, типа образовательного учреждения (государственная / негосударственная школа). Везде есть дети, испытывающие трудности в обучении.  Что же делать родителям сегодня, чтобы свести вероятность такого развития событий до минимума?

Прежде всего разобраться, что действительно значимо для будущего «хорошего ученика». Как показывает практика, успешность первоклассника не связана  напрямую   с исходным уровнем развития его познавательных  процессов (восприятие, внимание, память, мышление и др.)  Раннее обучение основам грамоты, счёту, на которое так нажимают в современных детских садах и на «курсах» для дошкольников, конечно, важный показатель, но  оно не является залогом дальнейшего беспроблемного обучения.

Гораздо важнее степень развитости у дошкольника предпосылок и источников учебной деятельности, т.е. тех  её элементов, опираясь на которые учитель и формирует навыки, умения и знания. Над чем же стоит потрудиться родителям и воспитателям? Над умением слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу (т.е. анализировать зрительную /слуховую информацию), ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчиняя свои действия правилу, контролировать себя в процессе работы. Формирование этих элементов возможно лишь в тесном сотрудничестве  ребёнка со взрослым, т.е. предполагает взращивание заинтересованности  малыша в совместной деятельности. Конечно, это требует мастерства воспитателей, но результат – развитые познавательные («как интересно!») и социальные ( «хочу лепить/играть/дружить с ребятами и с учителем!») мотивы учения , которые  вместе образуют точку опоры в преодолении учеником почти неизбежных на первых порах затруднений .

Другая забота взрослых, которой почему-то не придают внимания, – развитие ловкости, силы, выносливости, гармоничного мышечного тонуса  как крупной , так и мелкой мускулатуры. В результате две трети наших первоклассников испытывают нешуточные трудности  овладения письмом, у половины из них недостаточно развиты и навыки рисования. Детям трудно поддерживать правильную позу за партой, они быстро устают, истощаются, отвлекаются... Пожалуйста, не пренебрегайте занятиями физической культурой (плавание, игры с мячом, скакалка, танцы ) и закаливанием малыша! Пусть рука развивается в занятиях лепкой, вырезании, конструировании, изодеятельности.
Взрослые знают, что успешная коммуникация часто обеспечивает успех всего дела. Анализ детских проблем в первом классе позволяет увидеть причину трудностей учеников в низком уровне развития произвольных форм общения . Умение общаться со взрослым и  взаимодействовать со сверстниками составляет важнейший компонент психологической готовности ребёнка к школе. А формируется этот компонент в общении с родителями и в игре. Понаблюдайте : как вы разговариваете с малышом? Откликаетесь на его просьбы? А он – на ваши? Кому за столом достаётся первый кусок пирога? Кто обычно уступает в случае разногласий? Существует ли в вашей семье понятие «режим», «правила»? Умеет ли ребёнок играть со сверстниками? Делиться? Уступать? Может ли он в игре взять на себя руководящую роль?  А подчинённую? Как он ведёт себя в случае проигрыша?

Здорово, когда переход из семьи, детсада в школу несёт в себе что-то новое, ранее неизвестное ребёнку. Если же ребёнка обучают по школьной системе «с пелёнок», желание учиться в школе к школьному возрасту не появляется, а исчезает.  Будущие первоклассники уже устали учиться.  Поэтому дошкольное детство должно быть детством, наполненным игрой. Именно в игре – ведущей деятельности дошкольников – формируются все важные возрастные приобретения, наилучшим образом развиваются  восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также умение соблюдать правила, столь необходимое в школе (саморегуляция). Поэтому не стесняйтесь играть сами и научите этому ребёнка, ненаигравшийся дошкольник  – плохой ученик.

Резюмируя всё вышесказанное, подчеркнём факторы, которые наилучшим образом определяют готовность ребёнка к школьному обучению:
• состояние соматического здоровья ребёнка (в том числе уровень его физиологического развития);
• процессы приёма и первичной переработки информации (восприятие малыша, состояние его сенсорных систем);
• зрелость процессов регуляции, произвольной саморегуляции (двигательной, речевой, эмоциональной, волевой);
• сформированность коммуникативных навыков (в общении со взрослыми и сверстниками);
• сформированность речи, мышления и др.высших психических функций .

Таким образом, успешный старт  в  школе обеспечивает не ранняя интеллектуализация ребёнка, а полнота развития его телесной, эмоциональной, личностной, мыслительной и регуляторной сфер. Именно такой подход  воспитателей - взрослых является природосообразным, т.е. учитывает естественные законы развития ребёнка, и представляется нам оптимальным, чтобы маленький школьник чувствовал себя в школе уютно и бежал туда с радостью.

Бондарь Н.Л.

Joomla 1.6 Template
Joomla 1.6 Template