Программа занятий для 4 класса «Скоро – скоро пятый класс

Уважаемые родители!

В последней четверти 4го класса я предлагаю детям занятия, обобщающие и развивающие   навыки и умения, полученные учениками  на занятиях профилактического курса «Солнышко»  в начальной школе . Цикл «Скоро 5й класс…»  - это дополнительное развитие рефлексивной позиции выпускника начальной школы, стимулирование перехода к более зрелым - личностным отношениям как со взрослыми , так и со сверстниками. На этапе окончания начальной школы у многих детей просыпается  интерес к своему внутреннему миру, кроме того, дети  ещё удивительно открыты к общению со взрослыми, слышат их и готовы к сотрудничеству – и поэтому предлагаемая тематика находит искреннюю  их заинтересованность.  Этот небольшой цикл занятий является, кроме всего прочего, пропедевтикой  возможных коммуникативных трудностей в среднем звене.

Цель:  профилактика  дезадаптаций и снятие тревожных ожиданий  у младших подростков на этапе подготовки к переходу в среднее звено  школы.

Задачи:
1.    Дать представление об уровне требований к поведению и обучению – «Правила в 5 классе» (самостоятельность, организованность, владение собой).
2.    Развивать рефлексию, представления о себе – своих способностях, наклонностях, качествах. Помочь найти свои сильные стороны.
3.    Напомнить навыки простейшей саморегуляции – позитивное переформулирование, «светлые мысли»; обучить некоторым телесным техникам .
4.    Закрепить формулу успеха:   Успех = способности + труд +  «светлые мысли» (вера в себя).
5.    Формировать установку на доброжелательность и взаимопомощь: мой успех = один мой успех, успех моей команды = много  успеха +  поддержка друзей.
6.    Развивать навык поддержки друг друга.
7.    Формировать  навыки уверенного (неагрессивного) поведения: обращение с просьбой – как попросить, чтобы быть услышанным, как сказать «нет» и не обидеть собеседника.
Предполагаемая продолжительность курса – 8  занятий по часу.
Целевая аудитория: школьники  9-10 лет.
Методы работы: коммуникативные и ролевые игры, упражнения, беседа, дискуссия, сочинение, работа со сказочной метафорой.

№ темы Краткое содержание занятия Количество часов

1 Вводное: наши правила в начальной школе  и в 5 классе. Мои чувства в школе. Сочинение «Если бы я был учителем.»

2 Развитие навыков группового взаимодействия. Навыки поддержки –присоединение и указание на сильные стороны другого.

3 Развитие самосознания, рефлексии: работа со сказочной метафорой. Упр. «Кто Я?» - драматизация.

4 Мои способности. Формула успеха. Навыки саморегуляции – «светлые мысли»; позитивное переформулирование.

5 Развитие коммуникативной компетентности: обращение с просьбой – уверенное, неуверенное, агрессивное поведение и ответные  чувства. Работа с навыком уверенной просьбы . Ролевое проигрывание ситуаций.

6 Работа с навыком уверенного отказа. Получение обратной связи о занятиях.


Предполагаемый результат:
-   Развитый интерес к своему внутреннему миру, самоисследованию и самопознанию. Выражается через желание получить обратную связь в коммуникативных упр. и играх.
-   Развитый интерес к сотрудничеству со сверстниками. Выражается в предпочтении групповых видов работы.
-   Овладение более эффективными техниками межличностных коммуникаций. Выражается через расширение поведенческого репертуара школьников, снижение конфликтности в группе.
-   Снижение уровня тревожности.  Выражается  в т.ч. через изменение психологического климата в группе.-    Готовность к эффективному взаимодействию со взрослым. Выражается в уважительном и доброжелательном общении с педагогом, готовности выполнять его требования.

Литература: 
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. В 4 частях.
Пилипко Н. Обращение с просьбой. Занятия для младших подростков.
Хухлаева О. Тропинка к своему Я.
Хухлаева О. и др. Счастливый подросток.
Крюкова С., Слободяник Н. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Зинкевич – Евстигнеева Т. Практикум по сказкотерапии.

Joomla 1.6 Template